Он жаждал истины.
Рецензия на фильм "Последний рыцарь империи"
12.11.14
Для тех, кто, может быть, не знает. В начале прошлого века Иван Солоневич активно участвовал в Белом движении и антисоветском подполье. Бежал из концлагеря, жил в эмиграции. Пропагандировал идею русской самодержавной монархии. Критиковал любые попытки устройства государственной жизни России путём внедрения заимствованных извне идеологий. Написал много книг, самые известные: «Народная монархия» и двухтомник «Россия в концлагере». Еще Иван Солоневич — один из создателей борьбы самбо, выдающийся публицист.
Он был врагом советской власти, поэтому о его духовном наследии до недавнего времени не было ничего известно. Сейчас интерес к нему растет. Премьерный показ в Калининграде, один из первых в России. Нам очень повезло, тем более, что у нас фигура мыслителя стала для многих открытием.
Режиссер Сергей Дебижев, утверждает, что фильм рассчитан на старшеклассников. Такова стилистика полнометражного документального кино. Яркая риторика, видимая простота формы. Автор как бы подражает простому и хлесткому стилю книг Ивана Солоневича. Чего стоит например диагноз, который Солонович ставит советской власти? И эти слова звучат в фильме: «Да, в советской истории поставлено много мировых рекордов, но уж рекорд наглости поставлен поистине всемирно-исторический. Так врать и так к этому вранью привыкнуть, как врут и привыкли ко вранью в России, этого, кажется, не было еще нигде и никогда».
Вся картина динамична, она буквально проносится перед глазами. И вмещает в себя гораздо больше, чем биографию. Перед нами разные эпохи, разные города и страны, в которых приходилось жить, творить и выживать мыслителю и публицисту Ивану Солоневичу. Фильм поделен на короткие главы с емкими названиями. И начинается с риторического вопроса: «Как это мы, взрослые люди России, тридцать миллионов взрослых мужчин, могли допустить до этого детей нашей страны? Как это мы не додрались до конца?».
Вопрос этот звучит и во второй раз, в середине фильма, в самой его пронзительной части: «Девочка со льдом». Перед нами одна из картин послереволюционной России. Маленькая девочка-сирота, страдающая от голода и холода и пытающаяся отогреть своим телом кастрюлю с замерзшими лагерными объедками, чтобы поесть. Фигура девочки, для Солоневича возвышается до образа России - его родины в советскую эпоху.
В «Последнем рыцаре империи» есть еще много непридуманных и страшных историй из лагерной жизни, рассказы о подложенных чекистами бомбах и нереализованных планах Геббельса.
Есть настоящий герой своего времени — пристрастный свидетель катастрофы, которая началась в России в феврале 1917 года. Фильм приправлен воспоминаниями современников Ивана Солоневича, представителей эмиграции. Рассказывает о мыслителе и его внук Михаил Солоневич. И, на мой взгляд, он точнее всего характеризует своего прославленного предка: «он жаждал не власти, он жаждал истины».
Юрате Пилюте